«ФРОГГИ»
двухместный однодвигательный самолет
с шасси на воздушной подушке


Экономическая и социальная эффективность
самолета "ФРОГГИ"

На внутреннем российском рынке в эксплуатации находятся не более 200 ультралегких самолетов, что можно классифицировать как их отсутствие. В разработке находится значительное количество проектов очень легких самолетов. Большая часть УЛС импортирована из Австралии, Канады, США, Франции. В этих странах есть фирмы, имеющие хорошо проработанные проекты в классе УЛС и высокий опыт присутствия на рынке сверхлегких летательных аппаратов. Они эффективно внедряют свою технику под маркой конструкторских наборов деталей для домашней сборки. Этим они снимают с себя проблемы сертификации летательных аппаратов и ответственность за неправильную эксплуатацию. Однако, почти все западные проекты легких самолетов рассчитаны для использования с грунтовых аэродромов, либо с воды при установке поплавков. В России, сформировался класс людей, способных приобретать легкие самолеты по цене, близкой к цене дорогих автомобилей. В основном, они используют легкие самолеты для отдыха и развлечений. По мере либерализации отечественных правил воздушных перевозок легкие самолеты будут все больше использоваться в бизнесе и в служебных целях. В России, количество аэродромов за последние 15 лет сократилось более чем в 4 раза. В этой связи обычные колесные самолеты ограничены в использовании. Поплавковые самолеты могут садиться только на известные водоемы с промеренными глубинами. Их использование в России возможно не более 6-7 месяцев, а на большей части ее, - не более 5 месяцев. В последнее время, в России, в практике сельскохозяйственных работ стали внедряться сверхлегкие летательные аппараты, способные эффективно осуществлять ряд агрохимических мероприятий при относительно низкой стоимости работ. Особо эффективны многие работы при ранней весне, когда сухих грунтовых площадок для колесных самолетов практически нет. В этих условиях "Фрогги-М" может быть вне конкуренции. Независимость легких самолетов типа "Фрогги" от аэродромов, всесезонность этих ЛА, дают возможность развертывания учебно-тренировочных летных центров на существующих туристских базах, создают выгодные предпосылки для снижения затрат для подготовки пилотов-любителей с одновременным повышением уровня сервисных услуг. Идея проекта самолета "Фрогги" заключается в том, что покупателю предлагается воздушное судно, которое можно хранить дома в гараже и взлетать "за огородом", не пользуясь услугами аэродромов для хранения и проведения тренировочных полетов. Поставка самолета в комплекте "КИТа" снижает цену ЛА и позволяет покупателю обойтись без сложной процедуры сертификации ВС. Наконец, покупателю предлагается самое безопасное ВС, которое смягчает грубые посадки, исключает капотирование на пересеченной местности, позволяет пилоту, в случае отказа двигателя, спокойно приземляться на любой вид поверхности в пределах ограниченной (до 100 метров) площадки. Покупка "Фрогги" не исключает регистрацию ВС, получение любительского пилотского свидетельства, получение официального разрешения на проведение полетов от служб УВД, оплату различных сборов за пользование воздушным пространством и т.д. Однако, исключается одна из главных статей аэродромных затрат на хранение и обслуживание. Для спортивных клубов это означает возможность уйти из зоны крупного аэропорта с многочисленными ограничениями в зону активного спортивного отдыха, например, на турбазы и дома отдыха, в яхтклубы на Клязьминское или Дубнинское водохранилище. Аналоги и прототипы. Большинство проектов ВС, разработанных в России, имеют прямые аналоги на западе. Таким образом, авиационные заводы создают продукцию, которая в избытке есть на западе и представлена широким ассортиментом. Как правило, созданное на западе ВС имеет мощную сервисную систему поддержки заказчика-покупателя в течение всего жизненного цикла машины. Демпинговые цены российских самолетов не обеспечивает их массовое использование за рубежом, в силу низкого качества сервиса, и отсутствия средств на совершенствование техники. Значительное снижение цены по сравнению с западными аналогами отпугивает покупателей. В настоящее время в мире нет летательных аппаратов, обладающих возможностями "Фрогги". Его экспортный потенциал очень большой. Важным является способность самолета "Фрогги" занять часть рыночной ниши легкого самолета с колесным шасси, часть ниши гидросамолета-амфибии и часть ниши легкого вертолета. Ориентировочно, сегментация рынка внедрения в конкурентные ниши показана на диаграмме.

Сектор-ниша легких 2-3 местных самолетов с ПД и колесным шасси (80-90% от общего числа)

Сектор-ниша легких 2-4 местных гидросамолетов (4-5% от общего числа)

Сектор-ниша легких 2-хместных вертолетов (10-15% от общего числа)

Доля СШВП "Фрогги" в секторе конкурента

Ключевым фактором экспортного потенциала "Фрогги" является отсутствие аналогов и прототипов подобных ВС на западе. Согласно картотеке заказчиков на самолет "Динго" его уменьшенный учебно-тренировочный вариант "Фрогги" может найти широкое применение в США, Канаде, Японии, скандинавских странах. Использование авторитетных дилеров в Канаде, США, Финляндии, имеющих опыт продаж и обслуживания легких самолетов может оказаться ключевым моментов в организации массового производства "Фрогги" на экспорт в настоящее время.

Пресса