«ШМЕЛЬ»
легкая амфибия
на воздушной подушке


Аппараты на воздушной подушке

В западных странах, так же, как и в России, существует большое количество реализованных проектов легких аппаратов на воздушной подушке. Наиболее близким прототипом АВП “ШМЕЛЬ” являются аппараты на воздушной подушке конструкторов С.Н. Приходько и В.В. Моисеева серии “Торос” и “Стрелец”. Все эти аппараты имеют трубчатый каркас, на котором устанавливается двигатель с воздушным винтом, кресла для экипажа и устройства управления движением аппарата. К днищу каркаса крепится воздухонепроницаемая ткань, а по бокам устанавливаются надувные скеги, спереди и сзади - гибкие ограждения в виде фартука (спереди) и надувного ресивера-мешка, (сзади). Часть воздуха за воздушным винтом отбирается с помощью специально установленного гибкого воздухозаборника и направляется под купол для создания там избыточного давления воздушной подушки. Другая часть создает тягу для маршевого движения. Данные аппараты обладают малой массой, просты в конструкции, не дороги в изготовлении, имеют хорошие ходовые характеристики с двумя-тремя членами экипажа. Принципиально в этих аппаратах реализована концепция “сборного конструктора для домашней сборки” - (hovercrafts kit for homebuilding), однако количество деталей и сложности в регулировке не позволяют аппараты данной конструкции разбирать и собирать постоянно для транспортировки к месту использования, или хранения.

В книге Роя Макливи “Суда на подводных крыльях и воздушной подушке” упоминается о разборном аппарате на воздушной подушке “СВП “Скима 2 “ фирмы “Пиндэйр”. Однако, приведенные данные показывают, что этот аппарат также не предназначен для регулярной сборки - разборки. В Англии, Австралии, США, Канаде и других странах существует большое количество типов сверхлегких одно-двух местных аппаратов на воздушной подушке, большинство из них имеют стеклопластиковый легкий корпус и относительно малые размеры, позволяющие транспортировать аппарат на легком прицепе, или, даже, на крыше легкового автомобиля. Однако, предельно малые размеры возимых на крыше аппаратов вносят существенные ограничения по грузоподъемности и условиям эксплуатации (как правило они носят спортивно развлекательное - назначение и используются в тихую погоду). Они также не решают проблемы хранения.

С целью достижения существенных эксплуатационных преимуществ разработан проект амфибии на воздушной подушке “ШМЕЛЬ”, обладающей следующими достоинствами перед конкурентами:

  • конструкция аппарата позволяет удобно хранить в разобранном состоянии с минимумом потребного для этого пространства, (чулане, небольшом сарае, в гараже не мешая парковке автомобиля, и т.д.);
  • осуществлен принцип компактного складывания для перевозки аппарата любым видом транспорта, в том числе легковым автомобилем, самолетом, вертолетом, катером и т.д. без специальных трейлеров или контейнеров, с возможностью размещения максимального количества аппаратов на борту транспортного носителя (до 4-х на борту Ми-8, 2-х на борту “Динго”, 3-х на борту автомобиля повышенной проходимости “Атаман”, 4-х на борту грузового автомобиля “Газель”, одного в легковом автомобиле типа “Волга-универсал”);
  • достигнута минимальная масса пустого аппарата, позволяющая переносить, грузить, выгружать агрегаты аппарата и весь аппарат в целом двум взрослым мужчинам;
  • аппарат собирается без гаечных ключей, отверток, плоскогубцев и прочего инструмента за 50-60 минут в полевых условиях (без страха потерять или утопить детали аппарата при сборке) и разбирается за 25 минут также без инструмента;
  • наличие возможностей создания модификаций аппарата по вместимости, двигателю и целевому назначению без изменения базовой конструкции;
  • конструкция позволяет поставлять аппарат заказчику в компактной упаковке в виде набора деталей для самостоятельной сборки по инструкции ( поставка без двигателя);
  • аппарат требует минимальные затраты на эксплуатационное обслуживание и ремонт.

Назначение и область применения

Основное назначение аппарата “ШМЕЛЬ” - скоростные перевозки двух пассажиров или груза со скоростью до 60 км/час по воде, грунту, снегу, льду, пашне с уровнем неровностей до 350 мм на дальность до 180 км зимой и летом.

Область применения:

  • патрульные операции на реках, болотах, затопленных участках суши, лиманах, морском побережье зимой и летом, в том числе на тонком битом льду, мелководье, заболоченных участках, на льдинах, имеющих трещины и скрытые промоины;
  • операции по скрытной доставке, или эвакуации специальных пассажиров и груза;
  • спортивные гонки на реках, водоемах, зимой и летом;
  • семейный и корпоративный отдых на воде, рыболовство, охота, туризм;
  • обследование водных участков газонефтепроводов в период ледохода и ледостава;
  • спасательные операции по эвакуации людей с льдин, собак, кошек и других мелких домашних животных;
  • обслуживание населения в затопленных районах, эвакуация пострадавших, доставка продуктов питания и спасательных плотов в отрезанные водой села, доставка скорой медицинской помощи, охрана поселков от мародеров;
  • медицинское обслуживание населения и ветеринарное обслуживание в регионах, имеющих слабую транспортную инфраструктуру;
  • природоохранные цели, охрана рыбьих угодий, нерестилищ, заповедных районов, научные исследования состояния флоры и фауны, защита и оказание помощи мелким диким животным и птицам, во время наводнений, заморозков, техногенных катастроф и т.д.

Пресса